Восьмиступенчатая система йоги. Ступень вторая - Нияма

Подобно тому, как путник, отправляясь в дорогу, должен ознакомиться с картой местности, так практикующий йогу должен ознакомиться с восьмиступенчатой системой йоги, которая описана в "Йога-сутрах" мудрецом Патанджали, чтобы путь его был кратчайшим и в верном направлении. Вторая ступень восьмиступенчатой системы йоги - Нияма - рекомендуемое поведение. 

Предписания Ниямы содержат пять рекомендаций: 

 Принцип первый - Шауча

Шауча означает - чистота. Как писал Чехов: "В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…". Эти слова, как нельзя лучше, отражают принцип Шауча. Йогину рекомендуется соблюдения чистоты на трех уровнях - на уровне тела (содержать тело в чистоте, выполнять шаткармы, асаны, пранаямы, содержать в чистоте свое жилище, одежду и т д), на уровне речи - не сквернословить, не сплетничать, не лгать и т.д.) и на уровне ума (информационная чистота и чистота мыслей). Наиболее сложным является последний уровень. Сегодня мы живем в обществе, в котором навязываются мягко говоря странные мотивации и стремления. Поэтому, если йогин будет бесконтрольно погружать в свое сознание вредную информацию в виде фильмов, музыки, компьютерных игр, вредных разговоров, пустой болтовни и т.д. - то вся его практика йоги будет по принципу "шаг вперед и два назад", потому что вся эта информация будет загрязнять его сознание и мотивировать его к не самым лучшим и адекватным действиям. Как писал монах Шантидэва: "Те, кто желает неотступно практиковать Учение, должны внимательно следить за своим умом, ибо тем, кто за ним не следит не удастся практиковать неослабно". Нельзя допускать ни одной негативной мысли в уме, это и есть соблюдения принципа Шауча на уровне ума. 

Принцип второй - Сантоша

Сантоша означает - удовлетворенность. Важно понимать, этот мир - идеален и он устроен так, что каждый человек, каждое живое существо находиться в данный момент времени именно в тех условиях, которые необходимы для его скорейшего развития. И если мы чего то не имеем или наоборот - в нашей жизни проявляется нечто, причиняющее нам страдания - то все это нужно для нашего развития. Именно так йогин должен воспринимать все испытания, трудности и лишения в своей жизни и все принимать с благодарностью и ибо все, что есть и чего нет - все на благо. 

Принцип третий - Тапас

Тапас означает - самодисциплина. Прежде, чем совершить какое либо действие, следует задать себе вопрос: "Зачем мне это надо? Приведет ли это к развитию меня или других?". Задавая себе этот вопрос, можно избавиться от всего лишнего в своей жизни - вредных привычек, зависимостей, бесполезного и праздного времяпровождения. Утвердившись на пути и поставив себе цель, йогину надлежит отсечь все, что ему мешает и может сбить с пути. В этом и заключается принцип самодисциплины. 

Принцип четвертый - Свадхьяя

Свадхьяя означает - самообразование. Йогину следует регулярно уделять время чтению духовной литературы. Причин для этого несколько. Во-первых, чтением духовной литературы мы очищаем наш внутренний мир. Есть мнение, что мы воспринимаем лишь 3% информации, таким образом, чтобы понять какой либо текст, следует прочитать его не менее 33 раз. Есть одна поучительная притча: Однажды сын спросил у отца о том, зачем он читает одни и те же Писания по много раз. В ответ на это отец дал сыну старую грязную железную корзину, в которой носили уголь и попросил принести воды. Сын полдня пытался набрать в решетчатую корзину воду, но ничего не получилось. Отчаявшись он пришел к отцу и сообщил о своей неудаче. В ответ на это отец показал на корзину и сказал: "Воды в корзине не осталось, но зато она блестит как новая. Тоже самое делают Писания с нашим умом". Во вторых - чтение духовной литературы позволяет выстроить энергетическую связь с какими то мощными практиками - авторами этих книг и это будет помощью на пути. Ну и в третьих - из подобных книг можно почерпнуть много полезных теоретических знаний. 

Принцип пятый - Ишвара Пранидхана 

Ишвара-пранидхана означает посвящение заслуг Всевышнему. Многие из нас, узнав о законе кармы, стремятся к накоплению благой кармы и лишь продвинутые йогины познали простую истину - как неблагая, так и благая карма - одинаково станет причиной препятствий на пути самосовершенствования, так как любые кармические отпечатки в нашем уме становятся причиной омрачений. Так, благая карма может стать причиной стремлений к удовольствиям. Чтобы в процессе благих поступков не накапливать благую карму, следует принять идею о том, что каждый из нас - инструмент Всевышнего, а значит, Всевышний действует через нас и наши поступки - не будут иметь кармических последствий. Если глубоко проникнуться этой идеей и научиться действовать без привязанности к результату - это позволит не накапливать новую карму и, как следствие, - не продолжать бесконечные перерождения и скитания по мирам Сансары. 

Слава Ветер

Поделиться с друзьями



.